Следующая остановка - Ростов Ярославский

Многие приезжают в наш город на автомобиле или автобусе, но известно, что из-за загруженности шоссе путь Москва — Ростов по железной дороге — более быстрый. Сейчас он занимает менее 3 часов.
Значительно дольше было добираться на поезде до Ростова в 19 веке. Но прокладка этой дороги имела огромное значение: было не только открыто надёжное пассажирское сообщение, но и дано ускорение промышленному развитию всего Поволжья.
Инициатором прокладки железнодорожной магистрали от Москвы до Ярославля стал профессор Московского университета Фёдор Васильевич Чижов — учёный, механик, литератор.
С 1857 года строительство российских железных дорог почти монопольно велось «Главным обществом российских железных дорог», руководящая роль в котором принадлежала иностранным банкирам, а производство работ выполняли французские инженеры. В своих публикациях в российской прессе Ф.В.Чижов убедительно доказал, что иностранные компании работали недобросовестно. «Мы нуждаемся в действительных капиталах и дельных промышленниках, а не в заезжих проходимцах, действующих с заднего крыльца, добывающих себе, пользуясь случаем и невежеством, монополии и вместо внесения капиталов поглощающих наши собственные средства», — писал Чижов в одной из своих статей.
Чижов стал инициатором устройства сообщения между Москвой и Троице-Сергиевым Посадом с помощью первой русской частной «образцово-показательной паровозной железной дороги» силами исключительно русских рабочих и инженеров и на деньги русских купцов, без участия иностранного капитала.
В мае 1859 года для устройства сообщения от Москвы до Троице-Сергиева Посада учредили «Общество Московско-Троицкой железной дороги». Компаньонами Чижова стали братья Николай и Дмитрий Шиповы, инженер и генерал-майор Андрей Дельвиг и купец, почётный гражданин Иван Мамонтов.
В мае 1860 года началось строительство участка дороги от Сергиева Посада, в котором участвовало более 6 тысяч рабочих. Был сооружён соединительный путь с Нижегородской железной дорогой. На пересечении с Ярославским шоссе построили путепровод.
18 августа 1862 года была торжественно открыта «Московско-Троицкая железная дорога» — железнодорожная магистраль от Москвы до Сергиева Посада (70 км).
Московско-Троицкая железная дорога
Прибытие первого поезда в Сергиев Посад в 1862 году.  
 
Сначала на линии существовало 7 станций: две конечные, две III класса (Пушкино и Хотьково) и две IV класса (Мытищи, Талицы). Поначалу движение поездов от Москвы до Сергиева Посада происходило по два раза в день. Через 2 месяца открылось движение товарных составов, которые везли дрова для отопления столицы, древесный уголь для самоваров и паровых утюгов, торф, кирпич и камень.
Стоимость работ по прокладке одной железнодорожной версты в 1862 году достигала 40—90 тысяч рублей. Билет первого класса от Москвы до Сергиева Посада стоил два рубля серебром, а третьего — 80 копеек. Несмотря на дороговизну билетов, пассажиров на вновь построенной дороге было много, и затраты окупились. Прибыль составила 467 тысяч руб. По свидетельству современников, дорога вышла образцовой «и по устройству, и по бережливости расходов, и по строгой отчётности управления».
В 1865 году Общество приступило к изысканиям нового участка трассы от Сергиева Посада до Ярославля. По проекту инженера Г. Грека трасса шла через Александров и Ростов, обходя Переславль широкой дугой. На ней предусматривалось 6 металлических мостов с каменными опорами.
Строительство дороги началось 2 июля 1868 года и продолжалось менее двух лет. В Ярославле, Ростове и Александрове были возведены паровозные депо.
Первый поезд от Москвы до Ростова Ярославского прошёл 1 (13) января 1870 года. В том же году 18 февраля (2 марта) было открыто движение до Ярославля.
В 1869 году акции железнодорожной компании от отца унаследовал Савва Иванович Мамонтов, которого в целом тяготила предпринимательская деятельность (он более интересовался искусствами). Но заняв пост директора Общества Московско-Ярославской железной дороги, Савва Иванович чрезвычайно увлёкся и впоследствии внёс огромный вклад в дело развития российских железных дорог. Так, участок до Архангельска он строил практически без финансовой выгоды для себя, просто сознавая огромную важность этого пути для развития российской промышленности.
 

Памятник Савве Ивановичу Мамонтову на вокзале Ярославль Главный.
 
Несколько слов о вокзале, на который мы приезжаем в Ростов Великий.
С 1870 по 1904 г. станция называлась «Ростов», затем «Ростов Ярославский». Старинное здание состояло из каменной центральной части, где находился зал ожиданий, и двухэтажных флигелей, в которых жили железнодорожники.
 


Современное здание вокзала возвели в 1975 году. Оно напоминало корабль.
 


В начале 2000-х годов здание неузнаваемо перестроили, облачили стены в фасадные панели, удалили округлую конструкцию с обзорными помещениями на кровле, к которой крепился шпиль с ладьёй, символом города.
 

Внутри сделали типовой ремонт, и, к сожалению, в интерьере вокзала был безвозвратно испорчен монументальный витраж 1970-х годов из цельных блоков цветного стекла.