Знаменитые уроженцы Ростовской земли: живописец Пётр Иванович Петровичев (1874 - 1947).
Самое первое и главное у художника -
это поиск выражения правды.
П. Петровичев
Выдающийся русский художник Пётр Иванович Петровичев родился 6 (18) декабря 1874 г. в деревне Высоково Ростовского уезда Ярославской губернии.
Из записок дочери художника, Н.П.Петровичевой: " Деревня Высоково в те годы — это длинные улицы с деревянными постройками, крытыми соломой, зеленые летом и с грязными дорогами в непогожую пору, сараи, амбары, баньки, спускающиеся по крутому берегу к реке. Здесь жила семья отца и наши деды и прадеды, потомственные огородники, возившие свои урожаи в город на базар.
Семья была бедная, неграмотная. В семье было шесть детей. Выжило в семье Петровичевых четверо детей.
В возрасте 30 лет умер младший сын Алексей, а самая старшая дочь Мария Ивановна пережила всех. Она была очень умной, веселой и остроумной женщиной и любила говорить: «Получила б я образование, далеко б пошла».
Младшая сестра Петра Ивановича так и прожила жизнь в деревне. По словам старшей сестры отца, маленький Пётр выделялся из всех детей, он не носился, как другие мальчишки, по деревне, а был тихим ребенком, все время занимающимся какими-то поделками: составлял домики из щепок, мастерил игрушки, делал воздушные мельницы, плел корзинки.
Рисовать он начал рано, прямо на стенах домов, углем, мелом; все заборы и ворота были разрисованы, за что ему очень попадало, потом ему стало мало контурных рисунков, и он стал раскрашивать свои произведения корнями трав, листьями и цветами, а то и цветными камушками. Впоследствии отец вспоминал: «Когда мне было лет 14, отец, видя мою тягу к рисованию и отчаявшись видеть во мне крестьянина, решил свести меня в соседнюю живописно-рисовальную школу в посад Большие Соли, где посмотрели мои рисунки, одобрили их, но сказали, что я уже перерос для поступления в это училище. Тогда отец отправил меня в Ростов в местный художественный музей, где, ознакомившись с моими работами, оставили меня заниматься рисованием».
П.И.Петровичев. Ростов зимой.
1891 г. благодаря содействию хранителя Ростовского музея церковных древностей И.А. Шлякова семнадцатилетний крестьянский сын, с ранних лет проявлявший тягу к искусству, был принят в «услужение» в музей и вскоре стал здесь «рисовальщиком» Ему отвели для работы одну из башен Ростовского кремля, где под руководством местных мастеров получил навыки в области реставрации и иконописания.
Художник вспоминал: «Моя работа в музее, где я делал копии и как умел рисовал окрестные пейзажи, продолжалась около двух лет».
П.И.Петровичев. Ростов Великий осенью.1912 г.
Ростовская звонница и церковь Спаса на Торгу
«Отцу дали небольшую мастерскую в одной из башен кремля, где он, кроме делания копий, подновлял иконы. Рисуя святых, отец изображал их часто на фоне реальных предметов. Однажды в Ростов Великий был приглашен Верещагин на принятие большого батального полотна, написанного каким-то местным художником. Он решил осмотреть достопримечательности кремля. В одной из башен, где работал Петр, и состоялась первая встреча будущего художника с прославленным мастером. Верещагин остановился за спиной увлеченного работой мальчика и удивился его свободному и смелому обхождению с установленными канонами церковной живописи: „Откуда ты берешь этот пейзаж за святым?“ — »А вот посмотрите в окно, разве не видите?" Верещагин посмотрел этюды и рисунки мальчика и посоветовал ему учиться в Москве в Школе живописи.
После этой встречи мальчик твердо решил уйти в Москву. Как ни отговаривали его от этой мысли, он все же осуществил ее и, собрав пожитки, ушел в Москву. В 1892 году сход постановил дать увольнительный приговор по просьбе крестьянину Петру Ивановичу Петровичеву, причем правление удостоверяло, что крестьянин Петровичев может поступить в Училище живописи, ваяния и зодчества.
Москва потрясла его своим величием. Но прошло три дня, деньги от проданной куртки были истрачены, голодный подходил он к витринам магазинов. И вдруг неожиданная встреча снова свела его с Верещагиным, который был удивлен смелостью этого деревенского паренька, не побоявшегося препятствий и пешком пришедшего в Москву. Верещагин дал Петровичеву рекомендацию к князю, что и помогло ему устроиться в общежитии на Ляпинке, где жили такие же бесприютные и неимущие, каким он был тогда, а впоследствии и получить от князя В. Н. Гагарина материальную помощь на учебу. Сдал Петровичев экзамены в Училище живописи, ваяния и зодчества и попал в класс гипса, где, по его словам, долго сидел, трудно давалась ему учеба, пока за голову Крылова он не получил переводную оценку в натурный класс.
В 1898 г. Петровичев попал в пейзажный класс И.И. Левитана и стал любимым его учеником. Левитан открыл ему глаза на главные, основные принципы живописи — чувство тона, колорита, на обобщенность видения и на живое, трепетное восприятие природы. Левитан остерегал от подражания".
В 1903 г., уже после смерти учителя, Петровичев окончил обучение у В.А.Серова, получив высшую в Училище награду — Большую серебряную медаль и звание «классного художника». По окончании училища, кроме серебряной медали и звания классного художника, Петровичев награждается поездкой за границу, от которой он отказался, так как ему хотелось как можно скорее продолжать изучать и запечатлевать свой родной край, поездки по которому он начал еще в годы учебы.
Уже в 1904 году он едет по Волге в Рыбинск, в Ростов, Нижний Новгород, Великий Новгород, Ярославль, Кострому, которые он и впоследствии неоднократно посещал, создавая пейзажи с замечательными архитектурными памятниками и церковными интерьерами.
П.И.Петровичев. Ростов Великий
По поводу его архитектурных пейзажей написали в журнале «Солнце России»: «Петровичев вырос на целую голову с тех пор, как влюбился в город. Раньше он был влюблен в лес, в сад, в кудрявую листву дерев. А теперь постиг язык камней. Камни говорят, поют, молятся (»Ростов. Кремль", «Ростовский собор») и пленяют своей очаровательной сочетанностью".
С 1899 г., еще будучи студентом, Петровичев начинает участвовать в профессиональных выставках: на Периодической выставке Московского общества любителей художеств, Товарищества передвижников, «Мира искусства». В 1902 г. его пейзаж «После дождя» был приобретен Третьяковской галереей. И сейчас произведения Петровичева находятся во многих российских музейных собраниях.
А.Н. Бенуа в своей книге «История русской живописи в XIX в.» упомянул П.И. Петровичева среди наследников творчества Левитана, которые «не только пишут русскую природу, русскую жизнь, но и понимают их».
П.И. Петровичев. Спасо-Яковлевский Димитриев монастырь.1912.
В годы войны Петр Иванович преподавал живопись и рисунок в Московском художественном училище памяти 1905 года. И, будучи уже немолодым человеком, принимал участие в ночных дежурствах, копал рвы, строил заграждения, за что был награждён медалью «За доблестный труд в годы Великой Отечественной войны».
Похоронен Петровичев на Ваганьковском кладбище в Москве.
Здесь книга В.В.Руднева о жизни и творчестве Петра Ивановича Петровичева с воспоминаниями современников и учеников.
В наши дни одна из улиц нашего города — непосредственно у стен Ростовского Кремля, многажды воспетого в творчестве мастера — названа именем Петровичева. Она на этом пейзаже:
П.И.Петровичев. Кремлёвская стена.