Ростовская конно-железная дорога

На фото — конка во время наводнения в Минске.
 
Конка (конно-железная городская дорога) — вид общественного транспорта, широко распространённый до перевода железной дороги на паровую, тепловую и электрическую тягу. Самой распространённой областью применения конки был городской транспорт, т.е. конка была предшественником электрического трамвая.
 
конка саратов
Конка в Самаре. 1910 г..
 
Конка представляла собой открытый или чаще закрытый экипаж, иногда двухэтажный с открытым верхом (империал). Вагон по рельсовым путям тянула пара лошадей, управляемая кучером. В местах где линии конки пересекали крутые подъёмы, экипажи поджидали форейторы (обычно мальчики-подростки), которые подпрягали ещё 1—2 пары лошадей и помогали преодолеть трудное место, затем на ровном участке выпрягали дополнительных лошадей.
Первые конные железные дороги появились в США в начале 1830-х годов. В России  в 1860 году инженер Домантович построил конно-железную товарную дорогу в Санкт-Петербурге, а через 3 года появилась пассажирская дорога. В Российской империи конка была построена в большинстве крупных городов и губернских центров: в Москве в 1872 году, в Казани (1875), Саратове (1887), Минске (1892) и т.д.
В Ростове Великом в ноябре 1898 года предприниматель Н.Д. Кострулин, поставляющий керосин для учреждений и освещения города, обратился в городскую думу с просьбой разрешить провести конно-железную дорогу для облегчения доставки грузов.
В 1902 году движение товарной конки было открыто.
Маршрут проходил от поворотного кольца у фабрики «Рольма» по ул. Ярославской (ныне Пролетарская), далее (современные названия): Советская площадь, ул. К. Либкнехта и ул. 50 лет Октября в центр города к Кремлю.
 


Затем, предположительно, конка сворачивала к вокзалу и маршрут заканчивался поворотным кольцом возле Спасо-Яковлевского монастыря. Дорога просуществовала до 1921 г.
На фотокарточках издательства Д.А.Иванова видны пути и вагоны конки на погрузочной станции возле ростовского Кремля.